пн.–пт. 10:00–19:00
  • Нижний Новгород +7 (495) 190-60-31
    доставка курьером, оплата при получении
  • Москва +7 (495) 275-71-77
    доставка 1–2 дня, самовывоз в день заказа

Наиболее яркие представители постпозитивизма – Карл Поппер, Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос.  Данное обстоятельство повлияло на завершение очередного этапа в философии позитивизма - постпозитивизма.

Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность годится - не годится. Проблема демаркации - одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

11.1. Постпозитивизм как философия науки (к.Поппер, т.Кун).

Этот принцип требует принципиальной опровержимости фальсифицируемости любого утверждения, относимого к науке. Введение принципа фальсификации нацеливало ученых на постоянную открытость научной теории для критики. В связи с этим следует отметить, что Поппер рассматривает истину и науку как процесс, но процесс не линейный то есть постоянно прогрессирующий и не кумулятивный то есть связанный с простым добавлением новых знаний. Научные теории, по его мнению, в своем развитии независимы друг от друга, хотя и способствуют общему росту научного знания. Важным следствием введения принципа фальсификации в науку явилось признание того положения, что знание имеет гипотетический, предположительный характер.

позитивизм этапы развития к. поппер т.кун

Однако следует отметить, что Поппер при этом абсолютизировал принцип относительности развития научных теорий, независимость их развития друг от друга, также как он абсолютизировал и сам принцип фальсификации. В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. Философско-методологическая концепция Поппера оказывается связанной с отказом от объективного характера истинности наших знаний и абсолютизацией его плюралистического характера. Таким образом, начав с оптимистического утверждения О. Устами Поппера она утверждает явный философский пессимизм: Принцип фаллибилизма - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.

Тема 5. Методологические концепции хх века (к. Поппер, т. Кун)

В области социальной философии Поппер выступил против такого подхода в развитии общества, который он назвал историцизмом. В связи со сходством этих учений их принято объединять под общим названием — махизм, или эмпириокритицизм. В отличие от позитивизма Конта махизм окончательно порвал с элементами материализма, реанимировав субъективный идеализм Беркли. На формирование неопозитивистских идей значительное влияние оказали английский философ, логик и математик Бертран Рассел — и австрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн Применив метод логического анализа к понятиям математики и убедившись в его эффективности, Рассел пришел к выводу, что он может быть применен в любой области знания, в том числе в решении философских проблем. Логика была провозглашена сущностью философии. Философские проблемы, по мнению Рассела, сами сводят себя к проблемам логики, поскольку каждая философская проблема, если ее подвергнуть необходимому анализу и очищению, оказывается или вовсе не философской, или философской в том смысле, в каком мы употребляем это слово, то есть логической. Поскольку философия не дает нового знания, то её задача — осуществление анализа языковых и логических выражений, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. Начиная с работ Д. Отличия постпозитивизма от неопозитивизма: Если неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку. В рамках постпозитивизма происходит? Карл Раймунд Поппер - основной представитель постпозитивизма утверждал: Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие: Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории.

  • Проф 370 лодка
  • Малек сома видео
  • Рыбалка в венгеровке
  • Прогноз клева на чограйском водохранилище
  • Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Однако Милль не отвергал полностью понятие материи. Он считал материю неизвестной причиной, определяющей постоянную возможность наших ощущений, а сознание постоянной возможностью переживаний. Задачей науки он признавал индуктивное упорядочивание единичных явлений. Большой популярностью пользовались в конце 19 века взгляды Герберта Спенсера — Спенсер стремится снять противоречия между наукой и религией, утверждая, что их последние истины тождественны по содержанию. За нашими чувствами находится непознаваемая реальность — некая Сила, проявлением которой и может считаться материя. Он в духе агностицизма считал, что первые причины всегда будут недоступны разуму. Основная заслуга Спенсера — пропаганда эволюционного понимания развития во всех сферах бытия. Эволюция является всеобщим законом, обладающим безусловной необходимостью. В этом Спенсер оказал существенную поддержку распространению идей Дарвина, а также распространил эволюционный принцип рассмотрения на неорганическую и социальную реальность. Для прогрессивного, эволюционного развития, считал Спенсер, характерна интеграция материи, сопровождающаяся рассеянием движения и всеобщей дифференциацией, во время которой материя переходит от состояния несвязной и неопределённой однородности к определённой и связной разнородности.

    позитивизм этапы развития к. поппер т.кун

    Таким образом, основными свойствами эволюции являются интеграция переход от бессвязности к связности , дифференциация переход от однородности к разнородности , возрастание порядка переход от неопределённости к определённости. Эволюция мыслилась Спенсером как плавный постепенный процесс, не сопровождающийся резкими скачками. Сравните подобные воззрения с теорией развития у Гегеля. Они стремились уйти от решения собственно философских проблем; отбросив метафизику, приспособить философию для практических потребностей научного исследования. Однако они не ставили под сомнение чистоту самого эмпирического научного знания. Они критиковали своих предшественников за то, что они по сути дела не избавились от метафизики, а только видоизменили её. Надо обнаружить в любом опыте источники метафизики и очистить научное познание, от их влияния. Только очистив опыт от всего чуждого ему, идущего от метафизической склонности человека, можно надеяться окончательно искоренить метафизику как идеалистическую так и материалистическую. Основными представителями второй волны позитивизма были философ Рихард Авенариус — , выпустивший в г. Маху принадлежит ряд открытий в физике, аэродинамике и осмыслении пространства и времени. Надо проследить весь путь познания, попутно устраняя всё априорное, доопытное, что есть в нашем сознании. Только так можно устранить даже возможность метафизики как таковой. Источником альтернативных для нее идей могут быть магия, религия, здравый смысл и др. При этом он призывает отделить науку от государства, избавить его от диктата науки как раньше от религии. Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. Концепция личностного знания М. Во-первых, новый кандидат должен, по-видимому, решать какую-то спорную и в целом осознанную проблему, которая не может быть решена никаким другим способом.

    позитивизм этапы развития к. поппер т.кун

    При этом новая парадигма не обязательно является прогрессом в развитии науки. Вообще относительно прогресса в развитии науки, по мысли Т. Куна, необходимо быть очень осторожным. Не вызывает никакого сомнения прогресс в совершенствовании методов исследования, инструментария, техники. В этой области прогресс в развитии науки очевиден и наука может служить примером и даже определенным критерием вообще общественного прогресса. Но если речь идет о прогрессе в вопросе соответствия теории объективной реальности в самой природе, то здесь дело обстоит совершенно по-иному. Кун считает, что в данном случае говорить о прогрессе некорректно. Таким образом, можно сделать вывод, что любая научная теория включает в себя момент соглашения научного сообщества на предмет ее истинности и ее способность выполнять роль парадигмы объясняется во многом ее возможностью трактовать и предвидеть факты, что в значительной мере сближает взгляды Куна в этой области с позицией прагматизма. Конечно, это не означает, что прагматизм не имел предшественников в европейской философии. Он перекликается с такими философскими системами, как позитивизм, философия жизни, но его понимание истины как полезности, успешности, функциональности той или иной идеи выделяет его из других философских течений. А процесс действия неразрывно связан с верой. Преодоление сомнения и достижение веры и составляет главную цель познания. То есть процесс познания, по мысли Пирса, представляет собой не отражение действительности в мышлении человека, а знание есть не соответствие мысленного образа реальности, а преодоление сомнения и достижение верования, формирование привычки действовать. Поскольку верование есть привычка действовать, можно сказать и так: Но как тогда быть с содержанием мысли, идеи? Что она отражает или выражает? Ответ на этот вопрос дает концепция значения Пирса, именно в ней формулируется принцип Пирса.

    позитивизм этапы развития к. поппер т.кун

    С точки зрения Пирса, содержание значения идеи или понятия следует искать не в соотношении идеи, образа и прообраза, объекта, а в отношении понятия к субъекту. Содержание значения, с точки зрения Пирса, раскрывается в том, что данное понятие означает для субъекта, к каким практическим последствиям оно сводится, какие практические последствия оно вызывает.

    Позитивизм и этапы его развития

    Понятие вещи, предмета целиком сводится Пирсом к чувственно-практическим следствиям, ощущениям, вызываемым у нас этим предметом. Более ничего в понятии предмета нет. Каков предмет мысли по своей природе: Интерпретация в социально-гуманитарных науках. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках. Методы и формы эмпирического познания. Коммуникативность в науках об обществе и культуре. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Научная карта мира, ее функции и исторические формы. Научные конвенции и моральная ответственность ученого. Значение социогуманитарных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. Наука как социальный институт. Механизмы порождения научного знания. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.


    Комментарии

    Комментариев пока нет. Будьте первым комментатором!





    Регистрация





    Вход с паролем



    Забыли пароль?