пн.–пт. 10:00–19:00
  • Нижний Новгород +7 (495) 531-60-31
    доставка курьером, оплата при получении
  • Москва +7 (495) 831-71-77
    доставка 1–2 дня, самовывоз в день заказа

Наводы. Курс - на эстетику и позитив! Исчезнувший город Вщиж. Продолжение.  4. В году исследователь истории Древней Руси Б.А. Рыбаков раскрыл остатки.

Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж. Построение строительной формы древнерусскими зодчими. В 86 томах 82 т.

  • Донка для ловли на живца сома
  • На подводной лодке после ядерной войны
  • Болонский процесс его специфика
  • Рыбалка форумы коломны
  • Вщиж не перестает удивлять ученых и в настоящее время. Интереснейшая находка обнаружилась несколько лет назад. Местный житель во время рыбалки обнаружил несколько торчащих из обрыва к Десне почерневших дубовых стволов, занесенных песком и заросших камышом и тиной. Когда вода в Десне упала, оказалось, что это носовая часть полуразрушенного челна, выдолбленного из ствола многовекового дуба. Предполагалось, что долбленая лодка относится к бронзовому или раннему, железному веку, но размер и конструкция свидетельствовали о том, что обнаружен средневековый корабль. Археологические находки частей таких кораблей необычайно редки. Длина сохранившейся части оказалась равной девяти метрам. А с кормой, которая сгнила полностью, древний корабль, вероятно, был на три-пять метров длиннее. Такие корабли могли совершать необычайно дальние путешествия, перевозя грузы, товары, войска.

    И хотя корма не уцелела, эта древнерусская лодка-долблёнка не имеет аналогов по своей сохранности. Находку доставили в Брянск, и теперь она экспонируется в Брянском краеведческом музее. В музее древнего Вщижа представлен небольшой не более метра узкий фрагмент, отломившийся от корпуса. В музее хранится колокол из деревянного храма Вщижа. Старинная четырёхметровая икона на полотне, спрятанная на чердаке сельского дома, была найдена недавно. Таких икон в церкви было восемь. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока Молодин В. Бараба в эпоху бронзы Морган Л. Древнее общество Немировский А. В лабиринтах археологии Низовский А.

    рыбаков город вщиж

    Историко-географический анализ Седов В. Славяне в древности Седов В. Очерки по истории русской археологии Формозов А. Русские археологи в период тоталитаризма Фрай Р. Наследие Ирана Чайлд Г.

    Исторические и памятные места Брянской области

    У истоков европейской цивилизации Шер Я. Петроглифы Средней и Центральной Азии. Сборники Археологические исследования в районах новостроек Сибири Вопросы археологии и этнографии Сибири Керамика как исторический источник Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. Это - несомненно зона земли, на которую опирается дуга небосвода. На двух боковых пластинах изображены птицы по две на каждой пластине , стоящие на земле и клюющие символически обобщенный пышный росток, свисающий сверху. Непосредственно под дугой небосвода находится сложный плетеный символ с растительными отростками, дающий в своей срединной части тот же иероглиф поля, что и плетенка наверху. Показаны почки и распускающиеся двойные корни внизу, под всем плетеным узором. Корни здесь показаны точно так же, как и в плетенке между солнечными кругами. Форма и размер вщижских алтарных арок полностью соответствуют христианской модели мира в один локоть шириной и воспроизводящей облик крытой полуцилиндром как коробовый свод кибитки кочевника. Крупные детали вщижской конструкции не нарушали церковного благочестия: Но мастер Константин внес в свою композицию целый ряд чисто языческих деталей, раскрывающих перед нами не столько понимание картины мира христианскими космографами, сколько древнее, идущее из глубин веков, представление о мире, в котором центральной фигурой был архаичный ящер, распоряжающийся ходом самого солнца. Самым интересным и неожиданным являются изображения над этими плетеными узлами с корнями в непосредственном соседстве с восходящим и заходящим солнцем собако-птицы, вплетенной в небольшой орнаментальный узел. Эти "семарглы" находятся между солнечными кругами под ними и плетенкой, символизирующей корни над нею. Как и надлежит, крылатые псы охраняют ростки и корни растений. В алтаре церкви второй половины XII в. Таков был земной ярус модели мира. Подземный и подводный ярус представлен на каждой арке двумя ящерами-подставками, огромные морды которых вытянуты вверх и вторгаются в земное пространство, что вполне соответствует земноводной сущности ящера. На вопрос о том, как посмел художник поместить в алтаре, на церковном престоле такого "бога-крокодила", Константин мог бы ответить, что изображал он не ящера, а христианскую "пасть адову".

    Но Константин поместил и языческого Симаргла, упрятав его от глаз прихожан в орнаментальное переплетение. Ниже голов ящеров помещены шаровидные "дыньки", аналогичные тем, которые впоследствии, вплоть до XVII в. Эти "дыньки" в отличие от всех остальных частей арок оформлены не только с лицевой стороны, но и с испода. Сфера разделена на 12 частей. Ниже этих дынеобразных шаров на самих подставках в замкнутых прямоугольниках помещены в странном на первый взгляд порядке диски, неполные диски, кольца и неполные кольца. Не претендуя на бесспорность, можно предложить следующую расшифровку этих не орнаментальных знаков, не подчиняющихся никаким законам симметрии или рапорта: Двенадцать долей на округлом навершии подставки - это солнечный год из 12 месяцев; округлая форма не только намекала на солнце, но и позволяла выразить и идею вечного бега времени, так как счет долей месяцев вокруг "дыньки" можно производить бесконечно, а сфера не имеет ни начала, ни конца. Сама подставка ниже сферы-солнца разделена горизонтальными линиями на отдельные прямоугольные клейма, идущие до самого низа. В верхней половине в пяти таких клеймах даны диски следующей формы: Будем помнить о том, что место рассматриваемых подставок - мир ниже ящера, т. Тогда устремляющийся вверх диск верхнего клейма должен быть понят как солнце, выходящее из ночного мира в мир дневной. Рядом с этим клеймом находится клеймо с диском, на котором помещен знак в виде полумесяца рогами вниз; возможно, что это - условное изображение луны, видимой утром и вечером даже при солнечном свете. В центре композиции из пяти клейм находится полный, ровный круг, который следует считать полуночным солнцем. Ниже его еще один диск, совмещенный с "полумесяцем", а завершает композицию диск, как бы приподнимающийся над горизонтальной чертой. Смысл этих пяти верхних клейм - продолжение темы суточного хода солнца. Дневной его ход показан отчетливо на самих арках, а здесь, как на этнографических прялках, зрителю напоминают менее броскими изображениями о существовании подземного мира ящеров, по которому солнце совершает свой ночной, невидимый нам путь. Итак, из элементов времени мы располагаем годом или бесчисленным количеством годов , двенадцатью месяцами и полными сутками, включающими и день три позиции солнца на арках и ночь пять позиций солнца и луны на подставках , разделенные мордами ящеров.

    Уловить какую-либо систему в расположении лунных знаков не удается. Они частично показаны вместе с солнечным диском полумесяц, видимый по утрам и вечерам , а главным образом они сгруппированы в нижней части подставки. Здесь чередуются клейма с "полумесяцами" и клейма с полнолунием, но четкой системы лунного календаря здесь нет; просто показано, что луна бывает как круглой, так и ущербной, неполной. Единственно, что может относиться к счету времени, это то, что всех изображений на обеих подставках - 30, равное числу дней в месяце в древних календарях. Впрочем, это наблюдение ненадежно. Символы луны помещены только в ночной зоне, ниже ящеров, так как, по представлению древних, это ночное светило большую часть времени проводит под землей, в царстве ночи, во владениях подземного ящера. Но нам известно и другое, что ящер проглатывает солнце вечером и возвращает его на другом конце земли утром. На вщижских алтарных арках у морд обоих ящеров, у западного вечернего и восточного утреннего четко изображен сверкающий шар солнца, как бы находящегося в горле ящера. Ниже этого солнца только что проглоченного или же готового извергнуться помещено напоминание о нижнем мире, о ночном пути солнца и о луне, меняющей свой облик. Суточный кругооборот светила дополнен счетом времени. Центром системы являются полуподземные ящеры или один ящер, зрительно расчлененный на два изображения для того, чтобы оказаться одновременно и у заходящего и у восходящего солнца.

    рыбаков город вщиж

    В целом модель мира русского художника XII в. Вщижские арки показывают нам, как сознательно и хитроумно мастер эпохи Андрея Боголюбского сочетал общие контуры модели мира по "Христианской космографии" со своими северно-русскими прадедовскими представлениями о картине мира. Новым в модели мира Константина является привнесение в нее могучих хозяев подземного ночного мира - ящеров. По всей вероятности, в древних космологических представлениях существовал только один ящер, один "бог-крокодил". Раздвоение зрительного образа, наблюдаемое уже на шаманских бляшках северо-востока, объясняется двойственностью функций подземного владыки: Это привело к изображению ящера с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела. Отсюда уже один шаг к изображению двух ящеров. На вщижских арках по два ящера, что маскировало языческую сущность этого персонажа и придавало большую декоративную нейтральность. Однако у каждого ящера вщижских арок в его горле - по солнцу, что явно указывает на память о древних космогонических мифах. Участие ящера в суточном движении солнца натолкнуло автора изделия на мысль о факторе времени и он включил в фигуру солнечного шара приметы солнечного года из 12 месяцев, а в подставки арок - элементы движения подземного ночного солнца и обобщенно, без детализации представление о фазах луны. Смысл всей композиции был в признании древнего дуализма мира "упыря" и "берегини" , где ночное мрачное начало было представлено ящерами и маленькими дисками луны и подземного солнца, а дневное, торжествующее начало - огромными кругами "светлого и тресветлого" солнца, совершающего свой предначертанный путь над земными нивами, "жизнью нашей" по терминологии XII в. Вщижская модель мира изготавливалась по всей вероятности, в е годы, в то самое время, когда перестраивался город Владимир, закладывался Боголюбовский замок Андрея Юрьевича. Карамзин на основе летописных данных осветил историю древнерусского города Вщиж. Где находился этот город, никто из учёных тогда не знал. Зиновьева, владельца села Вщиж Брянского уезда Орловской губернии, помещика, гвардии штабс-капитана, отпрыска старинного дворянского рода. Вщиж было городом особого удельного княжества. Ещё и доныне в окрестностях видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты на курганах. Весьма не худо сделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита.

    На полях много курганов; один из них в самом селе и наполнен старинными кирпичами: Так был открыт один из забытых древнерусских городов. Первую публикацию сведений о раскопках Вщижского храма и о найденных в ходе работ предметах произвёл журналист И. Вокруг церкви можно проследить еще остатки галереи. Найденный скелет великана приписывается князю Святославу Владимировичу [1]. Горн, расположенный поблизости от крепостной стены, был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил к концу, но ещё не был завершён. Мы почти ничего не знаем о ходе осады. Скорее всего, выживших защитников не было и поэтому летописцы ничего не смогли поведать потомкам о последних днях и часах Вщижского княжества. Из летописей известно, что в этом бою погибли все четыре сына вщижского князя. Советский археолог Рыбаков установил, что во время битвы женщины, дети и старики находились в храме и зданиях рядом с ним. Там они все и погибли.

    рыбаков город вщиж

    Здесь же, на посаде, а так же на территории окольного града располагались ремесленные производства: Храм и укрывшиеся в нем горожане погибли в г. Лишь спустя столетия на его месте возникло село, впервые упомянутое в письменных источниках под г.


    Комментарии

    Комментариев пока нет. Будьте первым комментатором!





    Регистрация





    Вход с паролем



    Забыли пароль?